Секреты планировки торгового зала
Наука о продажах – это еще и наука о грамотной организации торгового пространства. Остекление витрин магазинов в торговых центрах, размещение оборудования, расстановка товаров, организация кассовых зон, расположение входов и выходов подчинены одной цели – повышению продаж.
Каким образом лучше организовать торговый зал в крупном супермаркете, небольшом бутике или магазине, торгующем через прилавок? Для каждого из этих вариантов есть своя схема планировки, ведущая к увеличению продаж и стабильной положительной репутации магазина у покупателей.
Планировка линейного типа
Размещение товаров на стеллажах, установленных аллеями – широко распространенный прием для крупных магазинов с изобилием пространства и торговлей по принципу самообслуживания. При этом важно обеспечить комфортную ширину проходов (в идеале – чтобы в них могли свободно разойтись два покупателя с тележками). Центральную аллею лучше сделать более широкой, а для облегчения ориентировки вверху стоит повесить указатели.
Кстати: если использовать для формирования линий перегородки-трансформеры, то, периодически переставляя их, можно по своему усмотрению регулировать длину аллей и покупательские потоки.
Боксовая планировка
Она используется реже, так как предполагает торговлю через прилавок и по отделам, изолированным друг от друга. Такое расположение торгового оборудования оптимально для магазинов шаговой доступности, имеющих небольшую площадь, расположенных на первых этажах жилых зданий.
Кстати: современного покупателя, привыкшего к большим пространствам торговых центров, планировка с изобилием миниатюрных уголков может и оттолкнуть. Чтобы этого не произошло, для разграничения отделов подойдут перегородки из стекла – удобно, стильно, современно и не создает ощущения тесноты.
«Петля»
Этот вид планировки любим маркетологами за то, что легко приспосабливается под любую торговую площадь. По периметру торгового зала вдоль стен устанавливаются стеллажи, а в центральной части – более низкое, островное оборудование (столы, холодильные прилавки, паллеты и пр.) Для покупателя это удобно тем, что товары хорошо видны. Легко ориентироваться, легко покупать.
Кстати: выкладывать товар на стеллажи и прилавки следует с соблюдением санитарных норм. Например, недопустимо размещение рядом рыбы, кофе, чая, бытовой химии – они впитают запахи друг друга.
Планировка выставочного типа
Стеклянные витрины для магазина такой планировки актуальны на входе – покупатель снаружи видит товар, расположенный в определенных красивых композициях и проявляет интерес к нему. Внутри же посетителя встречают не привычные стеллажи, а скомпонованные выставочные экспозиции с использованием предлагаемого ассортимента.
Кстати: такая планировка хороша для магазинов, торгующих мебелью, товарами для дома и декора интерьера. Покупатель наглядно видит, как именно будет та или иная вещь смотреться в его доме и что еще можно прикупить к ней в комплект дополнительно
Смешанная планировка
Подходит для крупных торговых точек с большими площадями и самообслуживанием. Здесь появляется возможность сочетать все перечисленные выше виды планировок (линейную установку стеллажей по аллеям, торговлю по отделам-боксам через прилавок, несколько выставочных композиций и т. п.).
Кстати: многие крупные торговые сети используют в своих филиалах абсолютно одинаковую планировку. Покупатель, попав в любой магазин сети, не заблудится и с легкостью отыщет нужный товар.
Свободная планировка
Она фактически предполагает отказ от наработанных шаблонов, организацию торгового пространства с определенными элементами неожиданности – это тоже хорошо сказывается на имидже торговой точки. Если прибегнуть к изготовлению торговых павильонов на заказ, то можно создать свой неповторимый стиль магазина, узнаваемый покупателем.
Кстати: в свободную планировку вообще хорошо вписываются нестандартные решения и символы. К примеру, изображение Эйфелевой башни в бутике, торгующем французским парфюмом, или действующий макет железной дороги в зале магазина детских игрушек.